В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии
27 июня под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н.Албина состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. В заседании приняли участие первый заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре – главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев.
Основным вопросом совещания стало рассмотрение концепции сохранения и приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями». Объект расположен в Кронштадте, в юго-восточной части острова Котлин и включает в себя: док Петровский (южный), доки в крест-канале, овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом, бассейн с насосной станцией и отводным каналом.
Строительство доков на основе эскизов Петра I было начато в 1719 году Уникальность Петровского дока заключается не только в габаритах (ширина доковых камер значительно превышает габариты судов, строившихся в 18 веке), но и в инженерном решении его гидротехнической системы, не имеющей аналогов в Европе в 18 веке.
После прекращения эксплуатации доков (Южный док до 2006 года использовался в качестве ремонтной базы Балтийского флота в составе Кронштадтского морского завода) активизировался процесс разрушения.
Участникам заседания была представлена концепция сохранения объекта культурного наследия и его приспособления под современное использование, разработанная авторским коллективом ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» по заказу «Центр подводных исследований Русского географического общества» при участии СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».
Как сообщила присутствующим заместитель генерального директора по производству ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» Наталия Волынская, проектом предусматривается восстановление исторического облика и работоспособности уникальных гидротехнических сооружений; устройство укрывных конструкций над доковыми камерами для обеспечения сохранности восстановленных сооружений; приспособление комплекса доков под современное использование – размещение Российского Центра подводной археологии.
Южную часть дока после реставрации предполагается музеефицировать и сохранить как образец без каких-либо изменений. В южной трети дока разместится верфь исторического судостроения, где по подлинным чертежам будут строиться «реплики» исторических судов. Во всех остальных частях доковых камер предполагается создание музейно-выставочного комплекса с устройством в водной среде основной экспозиции: найденных в ходе подводных экспедиций затонувших кораблей и артефактов. В северном доке будет устроена реставрационная лаборатория и научно-методический комплекс Центра подводной археологии.
Членам Совета по культурному наследию были представлены 4 варианта объемно-пространственного решения проектируемого объекта: от идеи приближения к стилистике промышленной застройки исторического центра Кронштадта до максимального упрощения и облегчения архитектурных конструкций. В ходе голосования члены Комиссии поддержали вариант с максимально прозрачным покрытием с возможностью увидеть снаружи доки целиком. В соответствии с предложенным решением центральная камера перекрыта арочными пространствами, остекленными снаружи, максимальная высота конструкции составляет 18 м. Принятые габаритные решения не вносят диссонанса в сложившуюся историческую застройку.
В ходе совещания были представлены примеры создания морских музеев в странах мира и рассмотрен аналог покрытий большепролетных сооружений на примере Белинского железнодорожного вокзала.
Обсуждая проект, члены Совета отметили актуальность разработки данного проекта — в связи с ухудшающимся состоянием необходимость возрождения данной уникальной территории стоит как никогда остро. «Мы взяли для себя ориентир – приступить к наведению порядка на объекте в 2017 году. И стоит напомнить, что как раз в следующем году исполняется 265 лет с момента, когда императрица Елизавета Петровна самолично запустила шлюзовые механизмы гидротехнических сооружений. Это хороший повод к юбилейной дате вдохнуть новую жизнь в «детище Петра». Не только привести канал в порядок, но и приспособить его под современное использование, в частности – для Российского центра подводной археологии», — добавил Игорь Албин.