Важно:

Яхты пошли на форт Константин

В кронштадтском форту Константин 17 июля презентуют первый в России пункт пропуска иностранных яхт. За два месяца через него прошло 300 судов – больше, чем изначально планировалось за весь сезон. Поток туристов может увеличиться, но для этого нужно серьезно упростить правила плавания по внутренним водным путям, считают эксперты.

Международный пункт пропуска яхт в форту Константин, заработавший в мае 2013 года, подвел первые итоги работы. За два месяца здесь было оформлено пребывание 300 маломерных судов, сообщили «Фонтанке» представители ОАО «Третий парк», осуществлявшего частные инвестиции в проект. В компании расценивают эти показатели как высокие: «Изначально планировалось, что такой цифры удастся добиться только по итогам всей летней навигации», – подчеркнул директор по развитию «Третьего парка» Кирилл Дьяковский.

По его сведениям, среди въезжающих и выезжающих яхтсменов больше всего финнов, немцев и голландцев, но есть также итальянцы и даже австралийцы. Кроме того, в обоих направлениях через границу перешли 50 лодок под отечественным флагом. «После прибытия в Россию туристы чаще всего отправляются в Петербург, Москву или по Беломорканалу в сторону Швеции и Норвегии», – информирует Дьяковский.

Идея создать яхтенный пункт пропуска в Кронштадте, напомним, впервые прозвучала в 2009 году. По задумке чиновников Минтранса, он должен был заменить неудобный причал Морского вокзала, где раньше проходили пограничный контроль иностранные туристы. «Бортом судна можно было запросто поцарапаться о бетонную стену, – вспоминают участники петербургских яхт-клубов. – К тому же, местоположение у старой площадки очень неудобное. Приходилось входить в акваторию Большого порта близ Кронштадта, добираться до Васильевского острова, регистрироваться, и только оттуда проделывать путь до понравившегося яхт-клуба».

Теперь дорога для туристов сокращена на 30 километров, подсчитали в «Третьем парке». «Яхтсмен регистрируется в форте Константин и едет в любом удобном для себя направлении», – отмечают здесь. На общение с пограничниками и таможенниками уходит полчаса. Впрочем, если судно надо растаможить, процесс может растянуться до 1,5 месяцев.

В проекте, который, на первый взгляд, выглядит весьма оптимистично, есть и другие тонкие моменты. В основном, они связаны с качеством российского законодательства, отмечают опрошенные «Фонтанкой» яхтсмены. «Несмотря на то, что в 2012 году наша страна впервые открыла внутренние водные пути для владельцев иностранных яхт, правила игры для них остаются совершенно неудобными, – рассуждает исполнительный директор Санкт-Петербургского парусного союза Александр Куликов. – Как минимум, один член входящего в отечественные воды экипажа должен говорить по-русски. Где взять переводчика, а главное, зачем он нужен, из соответствующего постановления правительства неясно. Между тем, оно существенно снижает туристический поток. Таких странных условий нет ни в одном европейском государстве».

Некорректным эксперт считает и говорить о солидном приросте числа заграничных яхтсменов, посетивших Петербург в связи с открытием нового пункта. По статистике Парусного союза, всего за летнюю навигацию 2012 года в Северную столицу было совершено около 200 входов и выходов иностранных яхт. «Но эта цифра касается только парусников. Если прибавить к ней данные по моторным судам, а также флоту под российским флагом, получится намного больше, – подчеркивает Александр Куликов. – Конечно, новый пункт дал определенный положительный эффект, но это капля в море. Людей привлекают комфортные условия для плавания, а их законодатели не создали».

Другие специалисты по яхтенному туризму, наоборот, считают результаты форта Константин достойными. «300 входов и выходов яхт – неплохая цифра, учитывая минимальное количество информации о пункте пропуска, курсирующей за рубежом, – полагает руководитель комиссии по водному туризму Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Акуленко. – Можно ждать, что через несколько лет, когда сведения об объекте распространятся среди профильного сообщества, турпоток увеличится в разы». Но для этого немало должны сделать власти и сами петербургские яхтсмены, уверен эксперт: «Лучший способ привлечь владельца маломерного судна – организация всевозможных фестивальных программ. Сначала он прибудет в рамках флотилии, а на следующий год, если оценит акваторию, и сам приедет, и друзей привезет».

Заметим, что международный пункт пропуска в Кронштадте был создан за счет частных инвестиций «Третьего парка». Их размер предприятие не раскрывает, но известно, что в 2012 году стоимость строительства оценивалась в 2,5 миллиона евро. 80% этих денег должен был по гранту выделить Европейский союз, но из-за того, что комитет по транспортно-транзитной политике, являвшийся получателем средств, реорганизовали, процесс затормозился. В качестве нового координатора начинания назывался комитет по инвестициям, но здесь «Фонтанке» сообщили, что пока не имеют к проекту отношения, а деньги до петербургского бюджета не дошли. «Вопрос до сих пор не решен, мы не уверены, что реализация идеи осуществима, – отметили в разговоре с «Фонтанкой» представители КИС. – Дело в том, что сейчас из-за участка под фортом Константин идет судебное разбирательство между территориальным управлением Росимущества и КУГИ. В случае, если земля, принадлежащая городу, перейдет в федеральную собственность, целесообразность участия в проекте региональных властей сомнительна».

Напомним, что 14 га форта Константин находятся в аренде у ОАО «Третий парк» с 2006 года. За это время компания, более известная петербуржцам как крупный организатор пассажирских перевозок, успела устроить здесь отель-дебаркадер на 10 мест, яхт-клуб на 80 причалов, кафе, вертолетную площадку, метеостанцию, пляж с оборудованием для кабельного вейкборда и заправку для парусников. «В следующем году планируем открыть музей форта Константин. Возможно также расширение гостиничных площадей, но когда и как будет реализована эта идея, уточнять рано», – комментирует Кирилл Дьяковский.