Ушел из жизни заведующий музеем «Кронштадская крепость»
В Кронштадте скончался Петр Карпенко, руководитель музея «Кронштадтская крепость».
О смерти Петра Федоровича в понедельник днем сообщил Центральный Военно-Морской Портал. Петр Карпенко ушел из жизни в возрасте 72 лет из-за болезни сердца.
Петр Федорович Карпенко отдал долгие годы службе на флоте. Работа в музее стала продолжением боевой вахты моряка – здесь он прошел славный путь от музейного смотрителя в 1997 году до главы филиала Центрального военно-морского музея министерства обороны. «Кронштадтская крепость» все эти годы была под надежной защитой.
Петр Карпенко внес неоценимый вклад в сохранение экспонатов музея и реликвий Морского собора. Он первым забил тревогу, когда стены уникального храма пронизали трещины.
О том, как Петр Федорович спасал храм, в 2012 году писал «Кронштадт Православный»:
«Самый памятный момент в трудной и долгой эпопее возрождения Морского собора лично для меня — это ночь с 24 на 25 мая 2009 года. В три часа ночи мне позвонила сторож из Собора:
— Трещины!!! Они расползаются! С треском! Храм рушится!
Я прибыл в 3.45. Действительно, на стенах южного и западного фасадов появились новые трещины — от 0,5 до 2-3 см. И я стал бить тревогу. Во все колокола, что называется! Хотя от меня требовали другого — молчания, не усугублять, не поднимать панику. Хорошо помню 1 июня 2009 года. В этот день прибыла комиссия во главе с заместителем министра культуры РФ, и они стали разбираться в причинах образования трещин.
Я всё им показал, объяснил, помню крик души моей, к ним обращенный:
— Я умоляю, не прошу, умоляю, спасите этот уникальный Храм-памятник военным морякам Российского флота.
Посмотрели, сделали выводы. С 4 по 24 июня приступила к работе комиссия по обследованию здания. В результате признали состояние локально-аварийным…
Возрождение Собора, в котором мне довелось участвовать — это самая яркая, самая счастливая страница всей моей жизни. Это просто подарок судьбы. Памятно и дорого всё. И процесс обследования, и тревожное время ожидания и принятия решений, и демонтаж позднее возведенных конструкций, и все ремонтно-восстановительные работы, и воссоздание интерьеров, росписи, восстановление мозаик, витражей, установка иконостаса… Каждый шаг памятен и дорог. Каждый останется в сердце навсегда.
Я все это время был в Храме каждый день, зачастую — сутками. Удивительные люди здесь работали и работают. Когда-то Император Петр Первый, завершая свои труды, говорил: «Дело являет, каков был труд». Морской собор сегодня являет собой такое свидетельство вдохновенного творческого труда многих и многих людей».
Сослуживцы вспоминают, как увлеченно Петр Федорович проводил экскурсии по музею и собору: лично встречал в стенах храма высокопоставленных гостей, в том числе президента РФ Владимира Путина, патриарха Кирилла, министра обороны Сергея Шойгу, и с не меньшим вниманием – простых школьников, моряков, ветеранов.
За верное служение флоту, музею и храму Петр Карпенко удостоился множества благодарностей и грамот администрации президента РФ, глав Петербурга и Кронштадта; особенно ценными для него были государственные награды: медаль Нахимова, медаль за отличие в воинской службе, медаль за трудовую доблесть, орден Николая Чудотворца 2-ой степени, почетный нагрудный знак за заслуги перед Кронштадтом.
Память о славном труде этого замечательного человека запечатлена на века. О доблестном служении городу и храму напоминает возрожденная святыня острова, главное дело жизни Петра Карпенко – Морской Никольский собор.