В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии | kronnews.ru - новости и события Кронштадта
Город  Проекты  

В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии

27.06.2016 | 19:58 (обновлено: 27.06.2016 | 23:24)

В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии

27 июня под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга И.Н.Албина состоялось заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. В заседании приняли участие первый заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре – главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир Григорьев.

Основным вопросом совещания стало рассмотрение концепции сохранения и приспособления для современного использования объекта культурного наследия федерального значения «Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями». Объект расположен в Кронштадте, в юго-восточной части острова Котлин и включает в себя: док Петровский (южный), доки в крест-канале, овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом, бассейн с насосной станцией и отводным каналом.

Строительство доков на основе эскизов Петра I было начато в 1719 году Уникальность Петровского дока заключается не только в габаритах (ширина доковых камер значительно превышает габариты судов, строившихся в 18 веке), но и в инженерном решении его гидротехнической системы, не имеющей аналогов в Европе в 18 веке.

После прекращения эксплуатации доков (Южный док до 2006 года использовался в качестве ремонтной базы Балтийского флота в составе Кронштадтского морского завода) активизировался процесс разрушения.

Участникам заседания была представлена концепция сохранения объекта культурного наследия и его приспособления под современное использование, разработанная авторским коллективом ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» по заказу «Центр подводных исследований Русского географического общества» при участии СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».

В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии

Как сообщила присутствующим заместитель генерального директора по производству ОАО «Институт «Ленпроектреставрация» Наталия Волынская, проектом предусматривается восстановление исторического облика и работоспособности уникальных гидротехнических сооружений; устройство укрывных конструкций над доковыми камерами для обеспечения сохранности восстановленных сооружений; приспособление комплекса доков под современное использование – размещение Российского Центра подводной археологии.

Южную часть дока после реставрации предполагается музеефицировать и сохранить как образец без каких-либо изменений. В южной трети дока разместится верфь исторического судостроения, где по подлинным чертежам будут строиться «реплики» исторических судов. Во всех остальных частях доковых камер предполагается создание музейно-выставочного комплекса с устройством в водной среде основной экспозиции: найденных в ходе подводных экспедиций затонувших кораблей и артефактов. В северном доке будет устроена реставрационная лаборатория и научно-методический комплекс Центра подводной археологии.

В Доке Петра Великого разместят Российский Центр подводной археологии

Членам Совета по культурному наследию были представлены 4 варианта объемно-пространственного решения проектируемого объекта: от идеи приближения к стилистике промышленной застройки исторического центра Кронштадта до максимального упрощения и облегчения архитектурных конструкций. В ходе голосования члены Комиссии поддержали вариант с максимально прозрачным покрытием с возможностью увидеть снаружи доки целиком. В соответствии с предложенным решением центральная камера перекрыта арочными пространствами, остекленными снаружи, максимальная высота конструкции составляет 18 м. Принятые габаритные решения не вносят диссонанса в сложившуюся историческую застройку.

В ходе совещания были представлены примеры создания морских музеев в странах мира и рассмотрен аналог покрытий большепролетных сооружений на примере Белинского железнодорожного вокзала.

Обсуждая проект, члены Совета отметили актуальность разработки данного проекта — в связи с ухудшающимся состоянием необходимость возрождения данной уникальной территории стоит как никогда остро. «Мы взяли для себя ориентир – приступить к наведению порядка на объекте в 2017 году. И стоит напомнить, что как раз в следующем году исполняется 265 лет с момента, когда императрица Елизавета Петровна самолично запустила шлюзовые механизмы гидротехнических сооружений. Это хороший повод к юбилейной дате вдохнуть новую жизнь в «детище Петра». Не только привести канал в порядок, но и приспособить его под современное использование, в частности – для Российского центра подводной археологии», — добавил Игорь Албин.

Комментарии к материалу:

  • ВКонтакте
  • Facebook