X «Педагогические чтения» в Кронштадте
9-10 апреля на базе 423 и 422-й школ прошли X «Педагогические чтения». В этом году темой обсуждения стала Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта Концепция – составная часть Федерального государственного образовательного стандарта, по которому уже учатся младшие школьники. Участники «Педагогических чтений» в своих выступлениях предложили свое видение ее дальнейшего совершенствования, наметили принципы организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся на основе анализа сделанного, достигнутого, проверенного временем опыта работы.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания разработаны и реализуются во всех образовательных учреждениях нашего района. Опыт в этой области воспитания в Кронштадте накоплен огромный. С целью обобщения этого опыта, а также для систематизации его в 2013 году проводится впервые районный педагогический конкурс «Нравственный подвиг». Этот конкурс приурочен к 100-летию Морского собора. Педагоги района представили методические разработки занятий и проекты патриотической и духовно-нравственной направленности. На конкурс представлено 42 работы. Это свидетельство неослабевающего интереса педагогов к данному направлению воспитательной работы. Подавляющее большинство работ так или иначе связано именно с историей Кронштадта. Богатство исторических традиций родного города, память о людях, верой и правдой служивших родной стране, бережно сохраняемая в нашем городе, и особенное отношение кронштадтцев к истории Военно-Морского флота России, безусловно, пробуждают в сердцах наших учеников гордость за свой родной город.
Пленарное заседание открыла начальник отдела образования Е.Е. Рыкина, особо подчеркнув в своем выступлении то, что именно в школе должны быть сосредоточены не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
О роли и месте дошкольного образования в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России на примере учебно-методического комплекта «Моя малая Родина – славный уголок России» — рассказала присутствующим А.Н. Саянина, старший воспитатель ДОУ №1. Замечательный проект «Азбука добра» представила И.В. Звонцева, учитель русского языка и литературы школы №425. Опытом организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития личности во внеурочной деятельности учащихся поделилась М.А. Бавыкина, учитель математики школы №418. О нравственном воспитании учащихся начальных классов посредством учебно-исследовательской деятельности рассказала М.Ф Земан, учитель начальных классов школы №425.
Во второй день «Педагогических чтений» педагоги работали по секциям, организованным в соответствии с принципами построения социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Участники секций представили практический опыт воспитательной работы, проводящейся в образовательных учреждениях, на примере авторских разработок, программ и проектов.
Организационно-методическое сопровождение «Педагогических чтений» осуществлялось отделом образования администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга и Информационно-методическим центром Кронштадтского района. Необходимо отметить, что замечательная материально-техническая база 422-й и 423-й школ обеспечила комфортные условия работы, а также позволила провести столь значимое образовательное мероприятие на современном технологическом уровне.
Подготовила Елена Политова