Важно:

День Воздушного Флота России

0681ff3d179c33b

21 августа — День Воздушного Флота России, профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры России. Этот праздник отмечается в стране ежегодно в третье воскресенье августа.

В дни Великой Отечественной войны авиация флота стала первой, кто нанес удар в самое сердце врага, и главной угрозой для фашистских захватчиков в боях на море. За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах более пяти с половиной тысяч самолетов противника.

В последние годы праздник широко отмечается в Кронштадте на аэродроме «Бычье поле». Сегодня, в день праздника, мы вспоминаем о военной истории аэродрома.

«Бычье поле». Страницы военной истории

В начале прошлого века на месте аэродрома было поле, на котором пасли быков, откармливаемых для военного гарнизона. Затем на этом месте расположился пожарный гарнизон. Аэродром на поле появился на острове в 1932 году – по решению Управления Военно-Морских Сил РККА, здесь построили «сухопутный оперативный для лёгкой авиации аэродром» с площадкой диаметром 600 метров. Перед войной аэродром увеличили для авиационной базы.

В военной истории аэродрома много «белых» пятен, сведения о военной авиации довольно отрывочно приводятся в воспоминаниях летчиков.

С сентября 41 на Бычьем поле базировался 71-ый ИАП. Это была новая, формировавшаяся часть ПВО. На аэродроме Бычье поле, по разным данным, находилось менее десяти машин. После 1942 г. на аэродроме Бычье поле базировался 4-й гвардейский ИАП Краснознаменного Балтийского флота, получивший первые 17 Ла-5 с надписями «Валерий Чкалов». В интернете приводится и историческая фотография: авиаконструктор Лавочкин с летчиками 4 ГИАП на Бычьем поле, на заднем фоне истребитель ЛА-5. О роли 71 ИАП и других авиаполков в отражении налетов на Кронштадт и защите кораблей КБФ практически ничего не упоминается.

post-6343-1262795654,22_thumb

У самолета ЛА-5 на аэродроме Бычье поле: П. С. Макеев, В. Ф. Голубев, конструктор С. А. Лавочкин, Д. А. Кириллов, В.Ф.Голубев и его боевые машины, немецкий аэрофотоснимок Кронштадта

Как пишет Дмитрий Борисович Хазанов в своей книге «Битва за небо. 1941» у читателя может возникнуть ощущение, будто над Кронштадтом развернулась борьба только между ударными самолетами люфтваффе и расчетами нашей зенитной артиллерии.

В апреле 1942 г. командование Балтийского флота было озабочено усилившимися налетами немецких бомбардировщиков на корабли флота, стоящие на Неве (операция «Айсштосс»). Для снижения эффективности воздействия противника были спланированы и выполнены ответные удары авиации БФ и Ленинградского фронта по аэродромам немецкой бомбардировочной авиации. В рамках этого 18 апреля 12 И-153 71 ИАП нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Красногвардейск (Гатчина). По сообщениям летчиков на аэродроме было уничтожено 15 самолетов Ju-87 и Ju-88 при потере двух своих самолетов.
28 апреля 1942 г. в воздушном бою с самолетами противника в район острова Большой Тютерс погиб командир полка подполковник А. В. Коронец.

летчики 71 иап

В мае — июне 1942 г. основной задачей 71 ИАП была борьба с немецкими самолетами-миноносцами Не-111, осуществлявшими по ночам скрытное минирование фарватеров и подходов к Кронштадтской и Островной ВМБ. Для противодействия этим налетам в конце мая основные силы полка перебазировались с Аэр. Бычье Поле на Аэр. Лавенсаари. В полку имелось только четыре летчика (включая командира — Корешкова и комиссара — Сербина) подготовленных к полетам ночью. Поэтому на них ложилась большая нагрузка — выполнять по два-три боевых вылета за ночь. Для уменьшения времени подготовки к повторному вылету на аэродроме держали по два полностью снаряженных истребителя И-16 или И-153 на каждого пилота. За 11 ночей интенсивнейших полетов (за ночь на одного пилота приходилось в среднем по 10-15 воздушных боев) летчики-ночники 71 ИАП уничтожили 24 самолета противника.

Вероятно, летом 1942 года 71 ИАП покинул аэродром Бычье поле. Полк вернется вновь на этот аэродром в октябре 1943 г. на новых самолетах ЛА-5 уже в качестве 10 ГИАП КБФ (Приказом НК ВМФ 190 от 31.05.1943 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях немецко-фашистскими захватчиками 71 ИАП был преобразован в 10 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КБФ).

С начала Отечественной войны летчики полка сделали 15962 самолетовылета, из них 3715 на штурмовку. В воздушных боях было уничтожено 143 самолета противника. На земле бомбоштурмовыми ударами было уничтожено и выведено из строя: 31 танк, 40 танкеток, более 700 автомашин с войсками и грузами, разбито 37 зенитных орудий, 3 паровоза, 58 вагонов, более 200 зенитно-пулеметных точек, сожжено и взорвано 10 складов с горючим и боеприпасами, потоплено 14 мелких кораблей противника, сбито 5 аэростатов заграждения.

41 год самолет

В конце ноября 1941-го в состав полка вошли летчики, перелетевшие до этого на аэродром Ханко (Финляндия). Из них формируют отдельную эскадрилью на самолетах И-16.

По воспоминаниям участника боев на полуострове Ханко В.Ф. Голубева, который и руководил перелетом группы истребителей из Ханко в Кронштадт, это были 7 И-16 29 серии и один двухместный учебный самолет УТ-2.

Весной 1943 года начались работы по удлинению ВВП и благоустройству аэродрома Бычье поле начались Их проводил женский авиационно-технический батальон. «Это неугомонное войско в выгоревшей на солнце солдатской одежде без устали днем и ночью трудилось над расширением рабочей части аэродрома Бычье Поле», — вспоминает Голубев. Девичьи голоса и песни заглушали пение птиц в Петровском парке. Ведь лагерь женского войска размещался в его центре. Территория палаточного городка была обнесена довольно плотным проволочным заграждением и охранялась самими же девушками-солдатами.

В это время КП полка находился в здании бывшего порохого погреба за южной частью Петровского парка, на его крыше была выстроена застекленная будка полкового пункта управления. Летно-технический состав размещался в землянках, называвшихся по флотской традиции кубриками. Полковая столовая находилась в старинном, петровских времен, здании под могучими дубами восточной части парка.

Однако, несмотря на все усилия технической службы аэродром Бычье поле, как самое низкое место на острове Котлин, по-прежнему не только раскисал, а иногда покрывался на 8–10 сантиметров водой. Особенно часто это происходило дождливой осенью, когда сильные западные ветры поднимали уровень воды Финского залива. Взлетать и садиться в этих условиях было крайне опасно.

В начале лета 1943 года основная часть личного состава 10 ГИАП была направлена в тыл для переучивания на самолеты Ла-5. Кроме того, еще не менее 20 самолетов И-15, И-153 и И-16 дислоцировались на Аэродроме Бычье Поле в Кронштадте (по воспоминаниям Голубева это были 6 И-16 29 серии, принадлежавших 2 АЭ 4 ГИАП комэска Цоколаева).

Самолеты старых типов были оставлены на аэродроме не случайно. На оставшейся шестерке И-16 решено было вести боевую работу ночью вплоть до завершения работ по удлинению взлетно-посадочной полосы. Дело в том, что ВПП Бычьего поля оказалась слишком короткой для ЛА-5, что было особенно опасно при ночных полетах в условиях плохой видимости.

До начала 1944 г. на аэродроме Бычье поле совместно базировались 4 и 10 ГИАП КБФ.

За время пребывания в Кронштадте 4 ГИАП уничтожил более 300 самолетов противника и по праву считался лучшим авиаполком в ВМФ. 12 летчиков полка получили звание Героев Советского Союза. Наиболее результативной была знаменитая 3-я АЭ 4 ГИАП, на счету которой было 183 сбитых самолетов противника. В ней служили 6 Героев Советского Союза.

В апреле 1944 г. 10 ГИАП также покинул Кронштадт и перебазировался на о. Лавенсаари. В полку после упорных боев в это время имелось всего 15 самолетов Ла-5. Более он не возвращался на аэродром Бычье поле.

Дольше всех оставался в Кронштадте штаб авиадивизии под управлением полковник Корешкова. В июне 1944 г., чтобы быть на острие боевых действий, штаб дивизии также покинул Кронштадт и передислоцировался в Кургалово.

После ВОВ пленные немцы удлинили ВПП аэродрома до 1.2 км и покрыли ее железными плитами. ВПП шла с Сверо-запада на Юго-восток. На аэродроме базировались самолеты КБФ: Ли-2, ИЛ-12, АН-2. Кроме того, здесь же работала детско-юношеская планерная школа.

В 50-е годы Бычье поле сильно заболотилось и использовалось как стрельбище и своеобразная «полоса препятствий» для тренировок матросов-первогодков. Металлическая ВПП пришла в негодность и была разобрана местными жителями. Вместо нее была построена нынешняя бетонка 500 на 30м с рулежкой и стоянками для базирования вертолетов. От старой ВПП осталась поросшая кустарником и еле заметная с воздуха просека, пересекающая под углом нынешнюю полосу. Еще о старой полосе напоминают сохранившиеся кое-где металлические плиты, правда уже в виде деталей заборов на соседних огородах.

Сегодня Бычье поле представляет собой совсем небольшую площадку, затерявшуюся в гуще деревьев. И сам аэродром уцелел чуть ли не чудом. При строительстве дамбы дорогу к ней сперва планировали провести через Бычье поле. Потом, однако, планы изменились, аэродром сохранился и на Бычьем изредка еще садятся военные машины, но главное его «население» составляют легкие самолеты с движком в 140 – 150 лошадиных сил, принадлежащие аэроклубу «Дельфин». Клуб существует с конца 60-х годов ХХ века. В Кронштадте, на аэродроме «Бычье поле», полеты осуществляются с 1992 года. В конце 1990-х полеты были запрещены, однако в 2004 вновь возобновлены.

дельфин

По материалам http://www.avsim.su/forum/topic/93888-istoriya-kronshtadtskogo-aerodroma/