В Кронштадте обсудили развитие судостроения для ВМФ

На заседании под председательством помощника президента РФ, главы Морской коллегии Николая Патрушева обсуждались ключевые вопросы разработки и производства корабельного оборудования для нужд Военно-морского флота.

Совещание прошло в закрытом формате на площадке Центра морской робототехники ЦКБ «Рубин» с участием представителей судостроительной отрасли и командования ВМФ. По его итогам Патрушев поделился некоторыми деталями дискуссии.

Проблемы, унаследованные из 1990-х

Как отметил председатель Морской коллегии, в 1990-е годы из-за разрыва экономических связей, хронического недофинансирования и сбоев в расчетах объемы кораблестроения резко сократились. Это привело к упадку производственных и испытательных мощностей, а также массовому оттоку специалистов.

«До сих пор не удалось полностью восстановить кадровый потенциал, утраченный в тот период», — констатировал Патрушев.

Зависимость от импорта и утрата компетенций

Еще одной серьезной проблемой он назвал зависимость отечественного судостроения от иностранных поставок комплектующих. Российские предприятия выпускали такие компоненты малыми партиями, что привело к росту их стоимости, снижению конкурентоспособности и потере ключевых технологий.

В результате многие российские производители оказались не готовы оперативно обеспечивать флот необходимым оборудованием, включая дизельные двигатели, паротурбинные установки, рулевые системы, навигационное и радиолокационное оборудование.

Стратегия развития до 2050 года

Для преодоления этих вызовов по инициативе Морской коллегии была разработана Стратегия развития ВМФ до 2050 года, утвержденная указом Владимира Путина 30 мая. Параллельно подготовлен обновленный проект Госпрограммы кораблестроения до 2050 года, который, как ожидается, будет внесен на подпись президенту уже в сентябре.

Эти документы призваны обеспечить устойчивое развитие военного судостроения и восстановление утраченных компетенций.