Важно:

Кронштадту пророчат судьбу Детройта

Первый этап проекта комплексного развития Кронштадта «Kronstadt Vision 2040» презентовали участники магистерской программы ИТМО «Дизайн городских экосистем».

Начиная с сентября 2013 года молодые урбанисты, социологи – специалисты школы городских трансформаций исследовали качество жизни в Кронштадте. На основании полученных результатов они предложили пять сценариев развития города: четыре оптимистичных и один для пессимистов. Оценить работу магистров во время круглого стола должны были представители городской администрации, опытные архитекторы и градостроители.

Кронштадт на распутье

По мнению магистров ИТМО, при удачном стечении обстоятельств, Кронштадт может стать «городом-хабом» — согласно этому амбициозному международному сценарию, Кронштадт вовлекается в глобальные экономические процессы Восточной Прибалтики как логистически-транспортный центр. При данном раскладе должен активно развиваться событийный туризм выходного дня, число культурных проектов в городе тоже должно расти.

Второй вариант для Кронштадта, предложенный начинающими урбанистами, – «город-университет». Он видится как трансформация Кронштадта из военно-морского города в город инновационного образования, инженерии и малых инновационных предприятий.

«Сейчас проблема заключается в том, что Кронштадт стареющий город, молодежь уезжает в Петербург, заселяет спальные районы, – размышляет Михаил Климовский, директор магистерской программы «Дизайн городских экосистем». — Сейчас для быстрого спасения необходимо туда привозить образовательные активности. Например, это могло бы быть создание ПТУ нового типа, предлагающего актуальные рабочие профессии. В Кронштадте много людей, которые могли бы передавать знания из кораблестроительной сферы».

Предложена для Кронштадта и концепция «города-порта», в рамках которой предполагается форсированная модернизация судостроительного и портово-логистического комплекса города.

Четвертый путь, который исследователи программы «Kronstadt Vision 2040» прочат для города, – «курорт» или «город третьего возраста». Акцент в данном случае будет сделан на удобные пляжи и природу. Кронштадт видится как привлекательная рекреационная зона, ориентированная на людей старшего поколения.

Питерский Детройт

Если же никаких активных изменений на острове Котлин в ближайшее время не произойдет, у Кронштадта появляются шансы пойти по пятому, негативному, пути и стать по сути петербургским Детройтом.

Исследователи рисуют мрачная картину окраины Петербурга: городским властям так и не удается перепрофилировать виды активности после неудачи с развитием судостроительного и судоремонтного комплекса. Экономика стагнирует, как следствие, негативные изменения происходят в сфере ЖКХ: заброшенные кварталы разрастаются, инженерные сети изнашиваются – жить в таком городе становится некомфортно. На острове остаются только те, кто уже не готов к позитивным изменениям в жизни – население маргинализируется. Этакий Кронштадтский апокалипсис.

«Реализация сценариев будет зависеть от наличия и взаимодействия ряда компонентов, — размышляет Михаил Климовский. — Вспомним Москву. Она стала такой как сейчас потому, что условно электорат был готов — люди были настроены на изменения, и нашелся толковый управленец, который направил развитие города в нужное русло. В нашем случае, если мы говорим о каких-то узких вещах — скажем, о переносе адмиралтейских верфей, если хотя бы один фактор – например, федерация, уходит, проект полностью схлопывается».

40 креативных идей

Со свойственным молодости оптимизмом, участники магистерской программы оставили сценарий Детройта нераскрытым, а акцент сделали на радужных перспективах города на острове. Специально для Кронштадта разработана была матрица идей, которая при беглом просмотре, напоминает дайджест всех трендовых, хипстерских мероприятий последних лет – эко-маркеты – «MarketPlace2.0», создание хостелов, фестивали исторических реконструкций, ярмарки, организация технопарков. Все это должно будет привлечь внимание к городу молодежи. В матрицу включены также и нестандартные, порою слишком смелые на сегодняшний день в отношении Кронштадта идеи: создание экспериментального аквакультурного хозяйства или строительство жилья на воде – здание комплексов предполагается возводить на дебаркадерах, на Северном побережье Котлина.

«Мы предложили сорок скетчевых идей. Вернее, это не просто идеи, а решения, которые предполагают наличие конкретных исполнителей, — делится Михаил Климовский. — Когда мы говорим об организации в Кронштадте рынка фермерской еды, мы подразумеваем, что есть «ЛавкаЛавка» или другие форматы торговли эко-продуктами, которые могут проект запустить. В каждой из наших идей есть предполагаемый исполнитель, просто его нужно привлечь к процессу».

Для повышения интереса со стороны общественности к Кронштадту, магистры ИТМО предлагают использовать стратегию малых легких побед – проведение быстрых, малозатратных мероприятий. К слову сказать, подобный подход разделял и уже бывший глава Кронштадта Терентий Мещеряков.

Самым перспективным направлением на ближайшее время исследователям среды Кронштадта видится развитие индивидуального туризма, чтобы иностранцы могли приезжать не группами в автобусе, а самостоятельно. Подобный эксперимент был в Перми, когда туристам предлагалось два маршрута – традиционный и альтернативный. То же самое реально повторить и в Кронштадте. Михаил Климовский сообщает о разработках, сделанных в ИТМО: созданы туристические маршруты, оформленные в формате мобильных приложений, задействована программа геолокации.

На практике

Парадоксально, но именно предложения молодых специалистов в сфере туризма вызвали самый большой скепсис со стороны представителей администрации города и опытных урбанистов.

Так, председатель комитета по туризму Санкт-Петербурга Инна Шалыто отметила что идей слишком много, а для привлекательности любого города нужна своя, уникальная только для него особенность, единая идея. Для Кронштадта – это форты. Тема использования фортов в программе «Kronstadt Vision 2040», по наблюдению Инны Шалыто, была практически не раскрыта.

С недоверием отнеслись «старшие» по цеху и к идее создания хостелов для туристов. Святослав Гайкович, руководитель архитектурной мастерской «Студия 17» уверен – раз бизнес до сих пор не пришел в Кронштадт и не начал открывать мини-гостиницы, значит, потребности в них нет. Фраза из зала: «А что делать в Кронштадте два дня» закрепила мысль архитектора. К тому же, учитывая сезонность наплыва гостей, у таких гостиниц есть все шансы долгое время находиться без постояльцев.

На необходимости одной, понятной всем идеи, а не нескольких сценариев развития, настаивал в ходе обсуждения программы развития Кронштадта и Анатолий Котов, председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга.

«Когда-то у Кронштадта была специфичная сфера назначения – оборонительная функция, которую город на протяжении трех столетий исполнял. Перед исследователями сегодня стоит задача — эту функцию заменить» — считает господин Котов. Эта единая функция должна быть, по его мнению, проста и понятна в первую очередь федерации, которая выделяет основные финансовые средства».

Председатель ведомства также отмечает, что город уже ранее рассматривал варианты с образовательным центром в Кронштадте, а также версии, связанные с развитием промышленности. Однако такие крупные проекты завязаны на транспортной составляющей – и это все усложняет».

Ложку дегтя реальности в бочку позитивных предложений магистров ИТМО забросил и Юрий Бакей, руководитель НИПЦ Генплана.

Он рекомендовал при составлении предложений ориентироваться на базовые документы, те правила игры, по которым все сегодня происходит в городе, – прежде всего на генплан. Юрий Бакей с грустью отметил, что во время недавних слушаний по Генплану Кронштадтский район практически не внес предложений по изменению функционального зонирования, в то время как другие районы предлагали их сотнями.

Юрий Бакей также отверг сценарий исследователей, предлагающий сделать из Кронштадта город-порт: «Мало шансов рассматривать Кронштадт как город-порт, потому что уже принята совершенно конкретная федеральная программа большого порта Санкт-Петербурга, в которой о Кронштадте речь не ведется». Выразил сомнение руководитель НИПЦ Генплана и в живучести идеи города-университета. Он говорит о том, что у Петербурга была не просто идея создать высшее учебное заведение для военно-морского флота, но была даже разработана специальная программа, но она, к сожалению, свернулась.

Таким образом, получается, что несмотря на массу идей молодых урбанистов, вопрос о том, куда пройдет Кронштадт, так и остался открытым. Позитивным моментом во всей этой безысходности остается то, что вопрос этот наконец-то громко озвучен и поднят на высокий уровень. Еще острее он зазвучит в самое ближайшее время, в связи с появлением нового главы администрации, который должен будет заменить ушедшего Терентия Мещерякова.