«Живой город»: старейшие памятники Кронштадта лишили исторической ценности
Активисты движения «Живой город» обнародовали документы, в подлинность которых не хочется верить. Не хочется, но приходится: документы не откуда-нибудь, а с сайта правительства. Речь в них идет о старейших памятниках архитектуры в Кронштадте, которые, по мнению экспертов, не памятники вовсе, и в охране не нуждаются.
Старинный дом купца Никитина, дом купца Романова, старые казарменные корпуса на Петровской снимаются с охраны, поскольку не имеют «особого значения для истории и культуры». В списке экспертов – пять уникальных зданий Кронштадта, гордость и ценность острова.
Авторы «историко-культурных» экспертиз – специалисты компании ООО «Добрый город». Экспертиза проводилась по заданию КГИОП. Все пять зданий, по которым была заказана экспертиза, были «забракованы» экспертами, признаны недостойными охраны и бережного отношения. Какие цели преследовали эксперты, остается только догадываться.
Как могли старейшие памятники архитектуры в одночасье утратить историческую ценность? Давайте заглянем в документы.
Вот дом купца Никитина – архитектурная доминанта Безымянного переулка (Карла Маркса, 13). Здесь с 1865 года располагалась редакция «Кронштадтского вестника», работала типография с библиотекой, позже был открыт книжный магазин.
Дом Никитина украшал Соборную площадь 163 года, его стены хранят память о старейшей газете, некогда одной из самых популярных в городе – «Кронштадтский вестник» читали далеко за пределами острова, в числе поклонников издания были члены императорской семьи. Эти стены хранят память о славных страницах истории. Перечень наиболее важных событий и поныне можно увидеть на мраморных досках, украшающих фасад здания. Андреевский сквер – одно из самых популярных мест для туристов и жителей города, был выстроен на средства того самого купца Никитина, для которого строился дом.
Между тем, по мнению экспертов «Доброго города», дом утратил архитектурно-художественную ценность». Звучит абсурдно, но цитируем: «В настоящее время утрачена доминанта Соборной площади — Андреевский собор. Таким образом, частично утрачена историческая среда здания». И окончательный вердикт: дом «не имеет особого значения для истории и культуры Санкт-Петербурга».
До революции в Кронштадте действовали несколько десятков православных храмов, лютеранский собор, синагога. Большая часть из них в советское время была разрушена. Означает ли это, что здания, некогда стоявшие рядом со взорванными святынями, утратили свою ценность из-за разрушения «исторической среды»?
В доме Никитина, по словам экспертов, «утрачены исторические решетки балконов» и еще некоторые архитектурные элементы. Получается, долгие годы здание ветшало под охраной государства, пока не утратило ценные исторические элементы. Теперь же, вместо того, чтобы восстановить решетки балконов, здание снимают с охраны, а по сути – передают в руки инвесторам: творите что хотите, только платите.
В документах экспертной комиссии много выводов, которые кажутся, мягко говоря, нелогичными. Тот же дом купца Никитина, например, оценивался исключительно «по визуальному осмотру»: эксперт не нашел проекта дома, однако делает вывод, что оконные проемы здания «утратили исторические габариты». Не будет утомлять читателей долгим цитированием – читайте сами, делайте выводы.
Заключение экспертной комиссии на сайте КГИОП>>
Что означает снятие с охраны памятника архитектуры? Чаще всего то, что цена объекта для кого-то превысила ценность. Старинные здания в центре города – лакомый кусок для инвесторов. Пока здание под охраной, дом остается в целости и сохранности. Лишенный статуса памятника, дом может быть разрушен практически до основания и воссоздан заново, совершенно в ином виде. Вместо старейшего особняка купца Никитина на Безымянном переулке может вырасти крытый рынок, бизнес-центр, гостиница для мигрантов или зубопротезная клиника. Снятие охранного статуса дает бизнесу почти полную свободу действий.
Время неизбежно меняет город. Все, что материально, ветшает с годами, разрушается под бременем прожитых лет. Истинные ценности остаются. Любовь к родному городу, уважение к памяти прошлого, честь и совесть – категории вне времени, не имеют срока давности и не зависят от цен на недвижимость. Хотелось бы верить, что авторы «историко-культурных» экспертиз об этом помнят.
Ирина Прасолова
По материалам движения «Живой город»
P.S. Окончательное решение по статусу дома купца Никитина (ул. Карла Маркса, д. 13) будет принято после общественных обсуждений. Все замечания и предложения принимаются до 24 октября по электронной почте: kgiop@gov.spb.ru или в письменной форме (по адресу: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1), письма будут переданы членам рабочей группы Совета по культурному наследию, которые вынесут окончательный вердикт. Пожалуйста, не останьтесь в стороне, напишите свои замечания и отправьте в КГИОП. Помогите сохранить исторический облик города!